- Материализм
- - (от лат. materialis - вещественный), философская теория, которая в противоположность идеализму, исходит из того, что, во-первых, мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; во-вторых, материя первична, а сознание - свойство материи; в-третьих, предметом познания является объективная реальность, которая познаваема. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин "материализм" употребляется с XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. XVIII в. - в философском смысле - для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм XVII-XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм XVIII в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
* * *
- философская доктрина, согласно которой первичной сущностью мира является материя, а сознание, дух - вторичными, то есть возникающими по мере усложнения органических материальных систем. В.И.Ленин указывает, что психика развивается в ходе эволюционного развития такого универсального свойства материи, каковым является отражение. Согласно современной терминологии, понятие “отражение” может быть представлено как информационный процесс, обмен информацией (представленной посредством носителей энергии) между материальными объектами.
* * *
(от лат. materialis – вещественный) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несотворимость и неизничтожимость материи, которая существует вне и независимо от сознания, являющегося свойством материи. М. утверждает, что мир и закономерности его развития познаваемы. М. противоположен идеализму. Содержательная конфронтация и борьба между их сторонниками составляет ядро историко-философского процесса. Выделяют следующие виды М.: наивный, архаичный, естественно-научный, метафизический, вульгарный, антропологический, диалектический, исторический. М. – динамическая, эволюционирующая система. М. развивается за счет всестороннего освоения синтеза достижений науки, общественно-исторической практики, исторического процесса, культуры в целом (В. В. Ильин, 2001). В конфликтологии М. проявляется, прежде всего, в виде 8 общенаучных принципов исследования конфликтов: детерминизма; развития; всеобщей связи; соблюдения законов диалектики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; системного подхода; конкретно-исторического подхода; объективности.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.